Інтелектуальний розвиток
Возрастные нормы интеллектуального развития ребенка
1 – 4 месяц Ребенок начинает приспосабливаться к своему окружению, используя аккомодацию (приспособление старых схем к новой информации).
Появление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.
3 месяц Малыш ищет контакта с любым человеком, любит, если с ним играют взрослые. При эмоциональном общении у младенца появляется “комплекс оживления” – двигательное возбуждение, улыбка, радость.
5 месяц Дети произвольно повторяют те формы поведения, которые доставляют им удовольствие; у них развивается способность подражать. Ребенок узнает людей на расстоянии, внимательно слушает человеческие голоса.
6 – 8 месяц Дети произвольно повторяют те формы поведения, которые доставляют им удовольствие; у них развивается способность восприятия постоянства объекта. С этим качеством связано появление в 7-8 месяцев первых страхов (страх “чужого”), а также восприятие постоянства объектов составляет основу привязанности к значимым для ребенка людям.
9 – 10 месяц Происходит дальнейшее развитие всех упомянутых способностей ребенка. Ребенок может найти предмет спрятанный под чашкой, проявляют первые признаки умения предвосхитить события (например, плачут при виде йода) Возникновение ориентировочно-исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания.
11 – 12 месяцев Мелкие предметы берет двумя пальцами, не отдает понравившуюся игрушку. Выполняет простые просьбы: “Дай ручку”, “Помаши ручкой – “До свидания” и др. С игрушками предпочитает играть сидя, запоминает их названия. Ищет упавший или спрятанный предмет. Понимает слово “нет”. Улавливает не только интонацию, но и значение отдельных слов (“дай”, “на”, “брось”, “иди” и др.). Чувство привязанности возникает к тем людям, которые особо значимы для ребенка. В ответ на просьбу дает матери предмет.
12 – 18 месяцев Ребенок экспериментирует с предметами. Цель экспериментов – в них самих: малыши любят наблюдать, как ведут себя предметы в новых ситуациях. На смену рефлекторному поведению приходит истинно мыслительная деятельность: ребенок ищет новые способы взаимодействия с неизвестными ранее предметами. Появляются зачатки произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого, направление взора на названный взрослым предмет.
18 – 24 месяца Появление символического мышления, то есть способности по запечатленным в мозгу психологическим образам (символам предметов), воспринимать их в тот или иной момент. Теперь ребенок может проделывать операции не с реальными, а с идеальными предметами. Ребенок становится способным решать простейшие задачи в уме, не прибегая к методу проб и ошибок. Физические действия способствуют успешной работе мышления. Для восприятия внешнего мира на данной стадии умственного развития характерен эгоцентризм. Ребенок 1,5 – 2 лет уже осознает свою обособленность, отделенность от других людей и предметов, а также понимает, что некоторые события могут происходить и независимо от их желаний. Однако продолжает считать, что все видят мир так же, как и он. Формула восприятия младенца: “Я центр вселенной”, “Весь мир вращается вокруг меня”.
24 – 30 месяцев До трех лет игра представляет собой манипулирование предметами. Младенец, если он здоров, играет все свободное от сна и еды время. С помощью игрушек он знакомится с цветом, формой, звуком и т.д., то есть исследует действительность. Позже начинает сам экспериментировать: бросать, сжимать игрушки и наблюдать за реакцией. В процессе игры ребенок развивает координацию движений. Достаточно хорошее развитие первоначальной формы произвольного внимания.
3 – 4 года Наглядно – действенное мышление. Развитие воли. Собственно игра возникает в 3 года, когда ребенок начинает мыслить целостными образами – символами реальных предметов, явлений и действий. Формирование образного мышления.
4 – 5 лет В среднем дошкольном возрасте – ролевая игра, она преобладает вплоть до 6-7 лет. Самое главное для ребенка – ролевая идентификация, сюжет отходит на задний план. Смысл игры заключается в разделении ролей. В игре он имеет возможность прожить то, что является для него недоступным в жизни взрослых. Появление способности направлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого.
5 – 6 лет Имеет хорошее образное мышление. Начало развития абстрактного мышления. Развитие формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства)